среда, 8 апреля 2009 г.

Представление опыта работы «Развитие информационной культуры личности» Часть 2.

   Каким бы образом не был построен урок, нельзя чтобы за суетой рутинной работы на уроке, решением организационных и технических проблем потерять главные цели изучения предмета: общеобразовательные, развивающие и прагматические. Для этого необходимо выполнение следующих принципов:


1.  Информация – центральное понятие курса. Понятие информации – стержень всего       курса. Нельзя выпускать это из вида при изложении любой темы. Каждый раздел – это разговор об информации и информационных процессах (компьютер – это универсальное средство для работы с информацией; алгоритм – это управляющая информация, Интернет – это глобальная сеть для передачи информации).


2. Принцип системности. В процессе изучения курса в сознании учеников строится взаимосвязанная система знаний. Логика курса должна просматриваться как в структуре, так и в содержании отдельных разделов. Учащиеся должны понять необходимость каждого раздела и его место в общей структуре курса, увидеть за «деревьями» отдельных тем весь «лес» системы знаний предмета. 


3. Принцип параллельности в освоении фундаментальной и прагматической составляющей курса. Фундаментальная (общеобразовательная) компонента курса и прагматическая (технологическая) должны идти параллельно. В различных разделах их соотношение различно, но обязательно должны присутствовать обе компоненты. 


4. Принцип исполнителя. Во всех темах, касающихся компьютерных приложений, проводится методическая концепция: «компьютер + прикладное программное обеспечение = исполнитель для определенного вида работ с информацией». Здесь можно говорить об архитектуре исполнителя, которая описывается следующими компонентами: среда, режим работы, система команд, данные.


5. Принцип освоения методики самообучения. Информатика и компьютерные технологии – быстро развивающиеся области. Поэтому человеку, деятельность которого связанна с компьютерами, постоянно приходится обучаться. Методическая последовательность изложения материла должна быть такой, чтобы давать учащимся схему организации самообразования в этом предмете. Необходимо приучить учеников к самостоятельному использованию дополнительной справочной литературы, ресурсов Интернет.


6. Принцип историзма. Ученики обязательно должны познакомиться с историей информатики, должны знать основные имена, связанные с ней. Знание истории предмета помогает сформулировать у учащихся цельное представление об изучаемой дисциплине, рассматривать ее в контексте истории развития общества.

Заинтересовать ученика своим предметом изначально и довести до него материал всего курса таким образом, чтобы у ребенка сформировалось понятие об информатике как о системе знаний все ли это, что необходимо для эффективного преподавания предмета? Я отвечу - нет. Главное -необходимо создать благоприятную среду для общения с детьми.
Для создания такой «благоприятной» среды я стараюсь, чтоб ученик видел во мне больше друга, старшего товарища, а потом уже учителя. Но не забывал что я учитель. Этому помогает общение с детьми во внеклассное и внеурочное время, общение не только по предмету, но и по другим вопросам. Когда ученик видит, что ты можешь рассказать, объяснить не только по своему предмету, но и по другим интересующим его вопросам, то у ребенка возникает интерес к самому преподаватель, а через него и к его предмету.
Но и это не все на что следует обращать внимание. Информатика хоть и точный предмет, но без развития коммутативных качеств учеников невозможно построить правильный ход урока. И развивать эти качества можно и нужно не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках и на уроках информатики в частности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий