воскресенье, 29 марта 2009 г.

Эссе "Моя педагогическая профессия"

В 2008 году я участвовал в районном конкурсе "Учитель года 2008", выкладываю размышление - Эссе "Моя педагогическая профессия" которое я писал для этого конкурса.

Существует неверное суждение,
что излишняя доброжелательность
портит детей: они распоясываются,
за доброту платят непослушанием и
не боятся суждений.

Я.Корчак

    Над проблемами педагогики люди размышляли еще в глубокой древности; нынче существует множество направлений, школ, стилей преподавания.    В Японии, например, предпочтение отдается методу, в просторечии именуемому «забивание гвоздей». Ребенку предлагается заучивать уроки почти наизусть и в ответе не импровизировать, не отклоняться от текста, лекций, учебника. Любое самостоятельное решение вызывает удар, как по шляпке гвоздя молотком, со стороны учителя, родителей. Если ученик упорно сопротивляется такой учебе, не подчиняясь нажиму старших, его переводят в другую школу, где обучение производится гораздо демократичнее. Такие школы, воспитывающие «забитые гвозди», не афишируются, чтобы не вызывать у ребят из обычных школ комплекс неполноценности, но зато щедро финансируются крупными фирмами. Зачем, спросите вы? Ведь. Если все будут думать одинаково, к чему мы придем? Зачем делать из детей роботов? А вдруг, один из них смог бы продвинуть науку еще на шаг дальше? Ответ на все эти вопросы довольно простой. Именно из этих школ фирмы (и даже администрация) черпают свою будущую и административную элиту. Им выгодно растить роботов, которые будут выполнять все сказанное.    В Америке широко практикуются школы с несколькими классами одной возрастной группы, но с различным обучением. Ученик сам выбирает приятный, интересный для него класс. Выбрав один из классов (биологического, гуманитарного, технического направлений), ученик со временем может изменить увлечение, перейти в класс другой направленности. В этом есть свои плюсы и минусы. Метод « свободного выбора» (хотя широко применять его в нашей стране не позволяют недостаток средств и отсутствие умных руководителей в системе «наробраза») возможен для использования в отдельном классе, где требования к разным ученикам по разным предметам будут разные.   Готовя преподавателей, их недостаточно глубоко знакомят с практикой игрового обучения и прием «играя, учиться; учась, играя» они используют в основном для малышей. Хотя подростки, старшеклассники, как показывает практика, не менее ориентированы на игру, на получение знаний не только в вербальной системе, но и по всей оси координат восприятия: сенсорно, мнемонически, графически.   Любая игра – это моделирование ситуации прошлого, настоящего или будущего. Играя, ребенок учится жить. Если такая игра связана с конкретным предметом, он воспринимает обучение этой дисциплине как обучение жизни и запоминает всерьез и надолго. На мой взгляд, толкование учителя как школьного преподавателя не совсем точное. Школьный учитель, какие бы творческие манеры и наклонности он ни исповедовал, каким бы эрудитом ни был и что бы ни преподавал: математику или физику, химию или черчение, по сути, и в основе - Воспитатель. И именно воспитатель должен уделять самое серьезное внимание отношению ребят к образованию. Систематическое приобретение основательных знаний в школе и своевременное ее окончание определяет путь человека в жизни, но это необходимо также для здорового и правильного формирования характера, то есть в значительной мере определяется и судьба человека. Поэтому успеваемость и отметки (а это не всегда вполне совпадает и тоже должно быть предметом специального внимания педагога), фактические знания воспитанника по отдельным интересующим его предметам должны быть хорошо и подробно известны воспитателю в их динамике, развитии и тенденциях. Неудача в школе, плохие отметки понижают настроение и жизненный тонус воспитанника, хотя внешне это может иметь форму бравады, напускного равнодушия, замкнутости или зубоскальства. Неудачи в школе бывают обычным началом систематической лжи ребят в самых разнообразных ее формах. Такая поза воспитанника противопоставляет его здоровому детскому и юношескому коллективу, и поэтому в большей или меньшей степени опасна.При первой встрече учителя с учениками первый должен поставить перед собой цель: сделать из этого мальчика или девочки настоящего культурного человека, которого можно будет выпустить из учреждения как полезного гражданина, грамотного, воспитанного, здорового физически и психически. Эту цель своей работы воспитатель никогда не должен забывать, буквально не забывать ни на минуту.   Уже в первые годы педагогической работы мне стало ясно, что подлинная школа – это не только место, где дети приобретают знания и умения. Учение - очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Чем ближе я присматривался к тому, что все мы привыкли называть учебно-воспитательным процессом, тем больше убеждался, что подлинная школа – многогранная духовная жизнь детского коллектива, в которой воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений. Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает познать не только мир, но и самого себя. Решающее значение имеет то, каких людей увидит в нас подросток. Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать. Ничто так не удивляет, не увлекает детей, ничто с такой силой не пробуждает желание стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек. В наших воспитанниках дремлют задатки талантливых математиков и физиков, биологов и инженеров, мастеров творческого труда. Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый подросток встретит в воспитателе ту «живую воду», без которой задатки засыхают и хиреют. Ум воспитывается умом, совесть – совестью, преданность Родине – действенным служением Родине. От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи учеников на трудном пути познания.   Пусть дети ошибаются, пусть они спорят и не соглашаются с учителями. Пусть только они не будут равнодушными! Дети – всегда дети, и об этом нужно не только постоянно помнить, но и каждую минуту жить этим чувством.   Я часто задаю себе вопрос, разве не парадокс ли то, что воспитатель, дабы помочь ребенку исправится, только надоедают и вредит ему своими поучениями, а желаемых результатов добивается, когда относится к нему как к взрослому, не подавляет его внутреннюю свободу? Разве в этом нет абсолютной правды? Это непедагогическое отношение к ребенку оказывается самым педагогичным, поскольку дает ребенку проявить свой характер, а воспитателю – познать ребенка. Познание – путь к воспитанию.   Я думаю, что педагогам нашего времени нужно чаще обращаться к прошлому. Не только потому, что «все новое – хорошо забытое старое», но и по причине ненужности заново изобретать велосипед. Нравственность «Маленького принца» не уменьшается со временем. Мне кажется, надо более тщательно знакомится с практикой воспитания в других странах. Совершенно незачем копировать эти практические приемы слепо – возьмем на вооружение лучшее. Надо чаще говорить высокие слова. Уже потому, что их высокость последнее время извращена, принижена. Но ребенок, в сердце которого нет любви к Отечеству, когда духовность и высокие понятия подменяются грубой материей вещизма. Варвар с автоматом вместо дубинки и золотой цепью вместо шнурка с клыками медведя остается варваром. У каждого поколения должен быть свой путь, свои поиски – своя судьба. Движущей силой воспитания личности является цель. Воспитатель может дать ребенку и пользу и вред - это вред от самого воспитателя. Он может быть прекрасным специалистом, но человеком безнравственным; дав хорошие знания по своему предмету, он нанесет огромной вред на духовном уровне. Истинный воспитатель, заботясь о воспитании детей, воспитывает самого себя.   Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать в себе личность, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства. От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи учеников на трудном пути познания.Неуклонное развитие науки и техники не может, да и не должно оставаться вне поля внимания школы. Каждый уважающий себя педагог должен находиться в повседневной боевой готовности. Это же хорошо известно каждому: стоит одному только ученику принести в школу сообщение о новом открытии, как в считанные дни новые идеи овладевают умами абсолютного большинства ребят. И тогда учителю от прямого разговора на эту тему уже не уйти. Но если каждый раз источниками первоинформации станут ребята, а учителя станут плестись в хвосте событий, то ни от его педагогического, ни от его воспитательского авторитета очень скоро не останется и следа. Поэтому учитель всегда должен быть в курсе последних достижений науки и техники.     Что и как преподносить детям, не нарушая целостности какого – либо предмета и сложных творческих связей с классом, - проблема, которую решает каждый индивидуально. Для меня урок – искусство, ибо он способен воспитывать юную душу, увлекать жизнью, «делать человечным». Стремлением видеть и растить в человеке лучшее определяет методику и стиль общения учителя с детьми.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий